Лица

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев

поэт, философ, композитор

Поборник дружбы с русским народом, основоположник реалистической литературы, поэт и мыслитель Абай Кунанбаев (1845-1904) был продолжателем дела Валиханова. Его творчество определило культурно-просветительское движение конца XIX – начала XX вв. и оказало огромное влияние на последующее развитие казахского литературного языка.

Кунанбаев получил классическое восточное образование. В медресе имама Ахмет-Ризы он изучал арабский, персидский и другие восточные языки, знакомился с классической персидской литературой – А. Фирдоуси, Г. Низами, Саади, Хафизом и др. Одновременно, нарушая запрет медресе, посещал русскую приходскую школу. В 28 лет отошел от выполнения административных функций главы рода, целиком отдавшись самообразованию. Абай пишет стихи, усиленно изучает русскую культуру, занимается в публичной библиотеке. Знакомство с русскими политическими ссыльными оказало сильное влияние на формирование прогрессивного мировоззрения поэта. Он переводит на казахский произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова, зарубежных классиков, пишет казахские песни на слова отрывков из «Евгения Онегина». Наиболее известна его положенная на музыку элегия «Карангы тунде тау калгып» – стихотворный перевод «Ночной песни странника» В.И. Гете.

Литературное наследие Абая Кунанбаева составляют стихи, поэмы, стихотворные переводы и переложения, прозаические назидания. Его поэзия отличается классической простотой и изяществом художественных приемов. Он вводит новые стихотворные формы – шестистишья и восьмистишья: «Из времени выпадает миг» (1896), «Разве не должен, мертвый, я глиной стать» (1898), «На воде, как челнок, луна» (1888), «Когда станет длинною тень» (1890) и др. Для его поэзии характерны глубокий философский смысл и гражданское звучание. В стихотворениях «О, казахи мои», «Восьмистишия», «Вот и старость. Скорбны думы, чуток сон…», «Измучен, обманут я всеми вокруг…» звучит критика феодальных устоев. В сборнике художественно-философской прозы «Гаклии» («Назидания») затронуты исторические, педагогические и правовые темы, автор призывает народ встать на путь культурного прогрессивного развития, упорного и честного труда. Широко известны стихи, посвященные временам года.

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя черты казахской, восточной и европейской. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно формируется литературный язык.