Материалы национальной одежды

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и удобством. Для всех слоев населения была характерна общность форм, но в детали различались в зависимости от возраста и социального положения. К примеру, верхняя женская одежда была сходна с мужской: те же камзолы, безрукавки, халаты, подпоясанные широкими кожаными поясами; от мужской дамская одежда отличалась лишь расцветкой и некоторыми деталями.


Традиционными материалами были кожа, мех, тонкий войлок, сукно – словом, те ткани, которые казахи изготовляли сами. Привозные же материалы – шелк, парча, бархат, из которых также шили одежду, – являлись своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также хлопчатобумажные ткани.


Казахи всегда ценили шкуры и меха животных, в том числе домашних. Шубы из шкур назывались тон, а из меха пушных зверей – шаш. Жанат тон – шуба из меха енота, кара тулки тон – из черно-бурой лисицы, бота тон – из шкуры верблюжонка, жаргак тон – из шкуры жеребенка и т.д., а бобровая шапка – это камшат борык. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления брали преимущественно белую шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.


Наряду с тканными на примитивных горизонтальных станках в домашних условиях материалами еще в древности в обиход вошли привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. В основном их приобретала феодальная знать; простой люд довольствовался меховыми, кожаными, самодельными шерстяными изделиями.


В конце ХIХ – начале ХХ вв. казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые люди покупали бархат, шелка, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: мата, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.).


Головные уборы казахов

Головные уборы казашек, как и женщин многих других народов, помимо своих непосредственных функций, являлись еще и своего рода указателем на семейное положение. У замужних дам в разных родоплеменных группах уборы различались, но девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы или бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. К макушке такыи, как правило, пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. На верхушке такого убора была широкая вышитая лопасть из той же ткани, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.


Следует особо отметить казахский национальный женский свадебный головной убор саукеле, представляющий высокую (около 70 см) конусовидную шапку. Самые дорогие из них оценивались тогда в тысячу рублей или в сто отборных коней. Саукеле являлся обязательной частью приданного и готовился задолго до вступления девушки в брачный возраст. Саукеле невеста надевала во время свадебного обряда; затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. Этот убор отличают металлические ажурные навершия, диадема (иногда ее делали из золота со вставками самоцветов или с нитками жемчуга, кораллов и т.д.), височные подвески и украшения подбородка. Каркас саукеле покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной формы, в которые вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни. Затылочная часть старинного саукеле украшалась изображением головы рыбы – символом благоденствия. От затылка по спине спускалась широкая лента из дорогой ткани, обшитая бахромой из золотых нитей.


В изготовлении саукеле принимали участие наиболее искусные мастера: закройщики, вышивальщицы, ювелиры, применявшие литье, чеканку, штамповку, филигрань и др. Один такой головной убор готовился год и более. Обязательным дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау), прикрепляющиеся к нему с боковых сторон и доходящие до пояса или ниже. Саукеле определял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые же стремились сделать как можно роскошнее.


С рождением первого ребенка женщина надевала головной убор замужней дамы, который уже не снимала до старости, – кимешек. Детали этого убора несколько различались в зависимости от возраста и региона, но в любом случае кимешек состоял из двух частей: нижней, похожей на платок, и верхней – тюрбана, наматываемого поверх нижней части убора. Обе были из белой ткани. Кимешеки некоторые пожилые женщины носят и в наши дни.


Разнообразны были и головные уборы мужчин. Они носили различные тюбетейки, летние и зимние шапки. Летний легкий головной убор – калпак – шился из тонкого войлока, преимущественно белого, и имел своеобразный старинный покрой; у зажиточных казахов украшался яркой вышивкой. Зимние мужские шапки были круглой формы с меховой опушкой. Носили казахи и своеобразную шапку-ушанку с назатыльником на лисьем меху. Бытовал также старинный головной убор – башлык, – изготовлявшийся из верблюжьего сукна (позже из фабричных тканей); его надевали поверх других головных уборов: он хорошо защищал от пыли, солнца, дождя и снега. Мужская шапка с меховой опушкой, как и женская, называлась борик, а зимняя меховая шапка особого покроя – тымак.


Мужская и женская одежда

В прошлом, когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью гардероба. Их шили из овчины, домотканого сукна, плотных хлопчатобумажных тканей. Различали верхние штаны (шалбар) и нижние (дамбал). Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу.


Старинная верхняя одежда женщины – шапан, прямой широкий халат с длинными рукавами. Для теплого времени года был легкий халат, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом. Старинные туникообразные халаты имели открытый ворот, а более поздние – отложной воротник.


Свадебный халат являлся обязательной частью приданого невесты и готовился заранее. Для него выбирали дорогую ткань (плис, сукно, бархат, атлас, шелк), чаще всего – красного цвета, реже шили из черного или полосатого среднеазиатского шелка. Этот халат имел обычно туникообразный покрой с открытым воротом, без воротника и с длинными рукавами. На юге и востоке его набрасывали на голову, в других местах – на плечи. В Семиречье к началу ХХ века обычай надевать невесте такой халат был отменен – там свадебный халат надевала женщина, которой поручалось пригласить гостей на свадьбу (той), в нем она ездила по аулу.


Теплая женская зимняя одежда, называемая купе, чаще всего была на лисьем меху; особой популярностью пользовался мех из лисьих лапок. Также в ход шли мерлушки, реже – козлиные шкуры. У богатых женщин шубы были из меха выдры или других ценных пушных зверей. Для верха брали яркую дорогую ткань, сатин или хлопчатобумажные ткани. По краям изнутри купе подшивалась полоской ткани, а снаружи часто окаймлялась мехом лисицы или выдры, иногда украшалась полосками бархата или позумента.


Мужская одежда состояла из распашной нательной рубашки (жейде), сменившейся в ХIХ в. нераспашной сорочкой туникообразного покроя с отложным воротником; нижних штанов из легкой ткани и верхних – из сукна, замши, овчины или плотных хлопчатобумажных тканей. У более зажиточных мужчин верхние штаны были из замши или бархата с вышивкой. Как и у женщин, у представителей сильного пола легкой верхней одеждой служили камзолы с рукавами или без них, чаще с закрытым воротом и стоячим воротником. Основной вид верхней одежды – халат.


У казахов был широко распространен обычай дарить халаты. Отсюда – богатство их орнаментации, часто игравшей роль оберега. В мужской одежде, как и в женской, социальные различия проявлялись в материале, качестве изготовления, отделке. Богатые казахи, чтобы подчеркнуть свое превосходство, в любую погоду носили сразу несколько шапанов: снизу – подешевле, сверху – подороже. Теплая мужская одежда была однотипна: купе из простеганной верблюжьей или овечьей шерсти, овчинный тулуп (тон) и крытая шуба (ишык). Повсеместно носили плащи из домотканного сукна. Обязательной частью мужской одежды были пояса из кожи или ткани, у обеспеченных казахов – из бархата и шелка.


Обувь

В старину мужская и женская обувь была практически идентичной. Разумеется, она была приспособлена к кочевому образу жизни, поэтому в основном представители обоих полов носили сапоги, предназначенные для разных сезонов. Отличия можно выделить между обувью пожилых и молодых людей. Молодые чаще всего носили сапоги на высоких (до 6-8 см) каблуках, пожилые – на низких. Другим распространенным типом обуви у казахов были легкие бескаблучные сапожки – ичиги (меси), обтягивающие ноги. На них надевали кожаные калоши – кебис, которые снимали при входе в дом.


Зимние сапоги, высокие, с широким голенищем, надевались поверх войлочных чулок. Летние сапоги – на каблуках; у старинных «моделей» были загнуты носки. Обувь молодых женщин украшалась аппликацией, вышивкой. Среди более бедных слоев населения и пастухов были распространены войлочные сапоги на кожаной подошве, а самые бедные вынуждены были обходиться кожаными поршнями или сандалиями, представляющими собой кожаные подошвы, которые прикреплялись к ноге ремешками.


Украшения

Большим разнообразием отличались казахские украшения – аппликации, нашивки на одежде, головных уборах, обуви. В женские украшения из золота, серебра, меди, бронзы вставляли сердолик, кораллы, жемчуг, перламутр, цветное стекло. Красивы были накостные подвески, серьги, браслеты – плоские и кованые массивные, кольца и шубы. Перстни в зависимости от традиционной для них формы имели собственные названия, например кольцо «Птичий клюв». Особо украшали пояс – обязательный элемент как мужской, так и женской одежды: на нем вышивали орнамент или нашивали на него серебряные бляхи.


Большая часть украшений казашек была тесно связана с одеждой и головными уборами, но были и такие, которые играли самостоятельную роль. Виды украшений зависели от возраста, социального и семейного положения тех, кто их носил. Некоторые украшения были характерны для определенных территориальных групп населения.


В настоящее время национальная одежда в ее традиционной форме более всего в ходу аулах и у людей старшего поколения.