Стратегия экономичесого развития Казахстана

В настоящее время в Казахстане создана комплексная система регулирования социально-экономических процессов, основанная на сочетании реализации кратко-, средне- и долгосрочных целей в рамках единой стратегии развития. В 1997 году президент страны Н.Назарбаев выступил с посланием к народу Казахстана «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», в котором впервые в истории суверенного государства была определена стратегия его развития на ближайшую и долгосрочную перспективы. В послании был дан подробный анализ экономического и политического положения республики, взгляд на историческую миссию Казахстана, обозначены главные приоритеты его развития. Среди прочих глава государства назвал национальную безопасность, внутриполитическую стабильность, консолидацию общества, создание профессионального государства. Президент особо выделил значимость экономического роста, базирующегося на развитой рыночной экономике, здравоохранении, образовании и благополучии граждан Казахстана, развития сферы энергетических ресурсов и инфраструктуры, в особенности транспорта и связи.


Все последующие концепции экономического развития Казахстана являлись конкретным выражением идей, заложенных в Послании 1997 года, и работали на ее практическую реализацию. Так, основные направления государственного регулирования занятости были определены Стратегией борьбы с бедностью и безработицей, которая предполагает создание новых рабочих мест в результате развития существующих и новых производств, становление малого бизнеса и предпринимательства, содействие занятости и трудоустройству граждан, социальную защиту безработных и малоимущих слоев населения за счет внедрения системы социального страхования. В результате осуществления ряда радикальных шагов в области формирования рыночных институтов и механизмов хозяйствования Казахстан опередил большинство стран СНГ в темпах реформирования экономики. Также он первым среди стран СНГ провел пенсионную реформу, создал систему гарантирования банковских вкладов, досрочно погасил долг МВФ по линии национального банка, сформировал национальный фонд, осуществил государственную компенсацию вкладчикам банков и пенсионных фондов курсовых потерь вследствие девальвации национальной валюты, отказался от обязательной продажи валютной выручки экспортеров, ввел обязательное страхование ответственности автовладельцев и др.


Ключевым документом, определяющим развитие экономики страны, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Она была утверждена 17 мая 2003 года в целях обеспечения устойчивого развития на основе диверсификации отраслей экономики и ее модернизации, отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей, а также создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта.


Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной и инфраструктурной политики. Также предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.


Проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит к 2015 году увеличить объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза по сравнению с 2000-м; довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8,0-8,4%; увеличить рост производительности труда не менее чем в 3 раза; снизить энергоемкость ВВП в 2 раза; повысить удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%, услуг научной и научноинновационной деятельности с 0,9% (в 2000 году) до 1,5-1,7%; замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности с 13,3% до 12-12,6%. Экономисты полагают, что благодаря реализации этой стратегии доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1,0-1,4% в 2015-м. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% до 27-28%, а переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%.



В 2004 году в Казахстане стартовал проект «Диверсификация экономики Казахстана посредством развития кластеров в недобывающих отраслях экономики». Основным заказчиком проекта выступает Правительство Республики Казахстан. Подрядчиками стали американские консалтинговые компании JE Austin и Economic Competitiveness Group (ECG), имеющие опыт в реализации аналогичных стратегий, а научным консультантом проекта  профессор Майкл Портер, руководитель Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, основатель концепции кластеров.


В ходе проекта предполагается была разработана программа действий, целью которой стало повышение конкурентоспособности секторов экономики Казахстана, не связанных с добычей природных ресурсов. Проект использовал кластерный подход, который является испытанным и эффективным инструментом для повышения конкурентоспособности и стимулирования экономического развития регионов и стран. Его суть заключается в создании определенной группы географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга в достижении конкретного хозяйственного эффекта и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний, самого кластера и страны в целом. На сегодняшний день уже исследованы более 150 отраслей несырьевого сектора Казахстана. Определены семь наиболее подготовленных к кластеризации отраслей: туризм, грузоперевозки, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, металлургия, производство строительных материалов. Параллельно ведется работа по созданию хлопкового, винного и рыбного кластеров. Таким образом, на выходе проекта повысится конкурентоспособность страны, будут подготовлены местные специалисты, обладающие достаточными навыками и знаниями.


Главным итогом экономических реформ независимого Казахстана явилось создание экономики рыночного типа и системы эффективного государственного регулирования, адекватной принципам рыночного хозяйствования. Процесс реформирования экономики не завершен; экономическая политика Казахстана постепенно акцентируется на поддержку собственных наиболее выгодных отраслей. Программа действий правительства республики на ближайшую перспективу предусматривает максимальную поддержку местных товаропроизводителей, расширение внутренних и внешних рынков сбыта для казахстанских товаров, обеспечение стабильности финансового рынка, снижение отрицательных последствий инфляции, реформирование налоговой и таможенной политики, повышение уровня эффективности топливно-энергетического комплекса и др.