Истоки и традиции

Казахи - древний кочевой народ. Их далекие предки, голубые тюрки, приручая диких коней, стали кочевать по великому пространству - от Алтайских гор до берегов Каспия и Черного моря, от Западно-Сибирской равнины и Уральских гор до северного отрога Тянь-Шаня. Тогда и придумали они металлические стремена и тележное колесо. Так и кочевали всю жизнь, подобно перелетным птицам. Птицы летят по осени на юг - и кош (кочевой аул) движется следом. Вот почему казахи считают своими дальними предками диких гусей и лебедей, а усеянный звездами Млечный Путь зовут Кус Жолы - Птичья Дорога.


В древности у казахов существовала достаточно стройная система родоплеменного землевладения и землепользования, основанная на цикличности природных процессов. При этом каждый род имел свои строго определенные маршруты кочевки, на которые другие роды не имели права посягать. Необъятные степные просторы с разнообразным животным миром давали казахам большие возможности для индивидуальной и коллективной охоты. Хорошо знавшие эту страну авторы отмечали, что кочевники «прекрасно умеют охотиться, употребляя преимущественно луки». Объектом охоты служили сайгаки, джейраны, куланы.


Традиционный образ жизни казахов, патриархальные и родовые отношения предопределили характер, форму и содержание казахской культуры, многие черты которой мы можем наблюдать и сегодня. Народные представления о происхождении домашних животных легли в основу многочисленных преданий, согласно которым быстрый и легкий конь соткан из ветра, овца - из неба и огня, горный козел - из камня. Считалось, что все домашние животные, как, впрочем, и все живое, имеют своих покровителей. До наших дней сохранились отдельные реликты культа природы: современные казахи почитают горы и вершины, озера и реки. Объектом поклонения может быть даже одиноко растущее в степи дерево. Поэтому путник, встретивший такое дерево, привязывает к его веткам клочок от своей одежды, надеясь, что все его сокровенные желания сбудутся.


Вся жизнь кочевника была пронизана народными обычаями, церемониями и праздниками. Как и во всех странах, где был распространен ислам, у казахов принято отмечать два ежегодных религиозных праздника - ураза айт (окончание поста) и через 70 дней - курбан-айт (жертвоприношение) В это время были обычны денежные и другие подношения мечетям, святым лицам и местам.


Издревле важную роль в жизни казахского народа играл Наурыз, который всегда считался праздником воскрешения и пробуждения природы. В казахском народе повелось: чем щедрее будет отмечен Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Отсюда изобилие праздничных обычаев и атрибутов. Празднование Наурыза, проходившее в день весеннего равноденствия, продолжалось три дня, и все аульчане поздравляли друг друга, желая счастья и благополучия. Как правило, торжество начиналось айтысом - поэтическим поединком между девушкой и джигитом, олицетворявшим символичную борьбу зимы и весны, и заканчивалось народными играми и состязаниями. У казахов при праздновании Наурыза обязательным является присутствие числа «7», которое символизирует семь дней недели - единицу времени вселенской вечности. Перед аксакалами ставятся семь чаш ритуального блюда «Наурыз-коже», приготовленного из семи ингредиентов.


Покидая прежнюю стоянку, казахи тщательно следовали древним обрядам. Они верили в очистительную силу огня. Считалось: чтобы избавиться от действия недобрых сил, следует провести караван со скотом между большими кострами. Утомительный путь от зимних до летних стоянок прерывался короткими остановками, во время которых устраивались различные праздники и игры.


Особенно богатым на праздники был сезон, когда кочевой караван прибывал на джайляу - летнее пастбище. После установки юрт начинались айтысы акынов - певцов и поэтов. Молодежь строила качели алтыбакан (шесть столбов), допоздна играла в игры, среди которых особенно популярной была «ак суйек», суть которой состояла в поиске брошенной далеко в степь белой берцовой кости барана. Широко были распространены и детские игры. Самая любимая из них - альчики, или асыки, - раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена археологическими находками на всей территории Казахстана.


Многие национальные игры сохранились до наших дней и остаются любимой забавой молодежи во время народных праздников и гуляний.


Тогда же проводились и свадебные церемонии, сопровождающиеся ритуальными песнями и танцами. В начале свадьбы звучала песня «Той бастар» («Открытие торжества»), которая была как бы прелюдией к свадебному обряду. Также исполнялись «Жар-жар» и «Беташар» - последняя носила назидательный характер и пелась в тот момент, когда невеста приезжала в дом жениха. Торжество сопровождалось общим угощением. В программу свадебного тоя обязательно входила молодежная конноспортивная игра - «кыз куу», в которой участвовали юноши и девушки. В этой игре всадница старается ускакать от джигита, а когда тот пытается приблизиться к ней, стегает его плеткой. Если до условленного места юноша не сможет ее догнать, она снова наказывает его плетью. Если догнал - он заслуживает поцелуй.


Важные вехи в жизни кочевника отмечались на семейных праздниках. Особенно торжественный характер носили обряды, связанные с рождением ребенка (шильдекана), укладыванием его в колыбель (бесык той), сороковым днем со дня рождения младенца (кыркынан шыгару) и с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той).


Предметом особых забот кочевых и полукочевых скотоводов была юрта, самое удобное и практичное жилье, приспособленное к особенностям природы и быта. В условиях кочевого образа жизни юрта стала одним из величайших приобретений цивилизации. По своему функциональному назначению она более всего соответствовала номадному способу производства, а по художественному оформлению и по декору ей не было равных. В юрте и ее убранстве как бы сфокусировались все достижения домашних промыслов и ремесел. Этот мобильный архитектурный тип берет начало в круглых стационарных жилищах (тощала) из дерева и камня, известных в Казахстане с конца II тысячелетия до н. э. (поселения Бугулы, Шагалылы).