Ювелирное искусство

Ювелирное дело – специфическое производство, требующее от мастеров высокой профессиональной подготовки. Большинство видов казахского декоративно-прикладного искусства имело характер домашних промыслов, однако ювелирное дело стало исключением, так как в данном случае имело место профессиональное производство. Казахские ювелиры-зергеры (в переводе с персидского языка «зерзар» означает «золото») работали индивидуально и передавали свое мастерство по наследству.


Серебро и золото покупались на базарах Средней Азии и Восточного Туркестана. Серебро стоило достаточно дорого, но изделия из него встречаются очень часто. Иногда серебряные изделия опыляли золотом. Помимо привозного серебра, часто в ход шли серебряные монеты царской чеканки из России. Из них изготовляли подвески или переплавляли в бруски, удобные для дальнейшей ювелирной обработки.


У каждого зергера был набор специальных калып (форм) для изготовления ювелирных изделий. Для создания украшений умельцы прибегали к самым разным приемам и хитростям. Использовались и отливка по формам, и холодная ковка, и насечка серебра по железу. Казахские ювелиры также владели искусством филиграни и техникой зерни (составления рисунка украшения из мелких шариков).


Зергеры делали не только украшения, но и детали для костюмов, туалетные принадлежности, столовые приборы, бляшки для декорирования юрты, мебели, посуды, музыкальных инструментов, оружия и конского снаряжения. Ковкой ювелиры проявляли всю красоту металла. Сперва серебру придавали блеск, а после шлифовали, и оно начинало буквально сверкать. Прочеканивание мелкими окружностями заставляло украшение мерцать, вследствие чего оно воспринималось живым, а увеличивала этот эффект штриховка зигзагами. Драгоценные и полудрагоценные камни, используемые зергерами, еще больше подчеркивали красоту благородных металлов. Рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты, бирюза, агаты, жемчуг, кораллы и перламутр дополняли создаваемое талантливыми ювелирами украшение.


В основном зергеры изготавливали женские украшения, пользовавшиеся большим спросом у всех слоев населения. Причем дело было не только в красоте или эстетической привлекательности, но и в функциональном назначении; к тому же ювелирные изделия нужны были для проведения обрядов, их ношение предписывалось обычаями или религиозными соображениями.


Большой популярностью у казахских женщин пользовались застежки (каптырма, капсырма, илгек), пуговицы различных форм (туйме), амулеты треугольной формы (тумар), узорные бляхи (тана). Формы изделий были очень разнообразны. Часто они имели вставку из камня или стекла и стилизованные изображения в виде лотоса, лепестка, трилистника, бутона, рогов барана, грифона, рыбы, птицы, месяца, звезды, солнца и др.


Пояса были одним из важнейших компонентов традиционного казахского костюма. Мужские и женские пояса могли быть металлическими, но чаще использовалась кожаная, бархатная основа, декорированная серебряными бляхами. Очень популярны были съемные украшения и браслеты (блезики). В основном их делали методами холодной и горячей ковки, а иногда вырезали из серебряных пластинок, сплетали из проволоки или создавали полыми внутри при помощи дутья.


Многообразны были кольца и перстни. Обычно их носили по 3-4 штуки, и они являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых преимущественно женщинами старшего возраста в торжественных случаях. Наиболее широко были распространены перстни со вставками из камня и стекла.


Среди представительниц прекрасного пола популярностью пользовались шашбау (шаш – волосы, бау – лента) – длинные цепочки сложного плетения (часто двойные или тройные), шнуры, ленты с нашитыми монетами и перламутровыми бляхами. Шашбау заканчивались пышными шелковыми кистями, образованными из шнуров, или серебряными подвесками. Шашбау крепились у основания кос и спускались по всей их длине.


Любимым и постоянно носимым украшением женщин являлись серьги (сырга). Распространенной вариацией серег были ай сырга (серьги в форме луны), иногда с вырезанной звездой на внутренней стороне. Также делались серьги с вставками из камня, с частыми, иногда двухярусными подвесками (такие украшения назывались салпыншак, сабак, шашак сырга).


Зеpгеры также изготовляли девичьи нагрудные украшения (алка онерше), амулетницы треугольной формы тумарша (треугольник), укы аяк (коготь филина). Нагрудные украшения онижек представляют собой три полые прямоугольные пластины, скрепленные по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Внутренне пространство таких пластин заполнялось белой пастой для придания им тяжести. Ониржиеки носили преимущественно в степях Западного Казахстана.


Зергеры в большом количестве производили серебряные гребни (тарак) и зубочистки (тыс шукыш), а также различные золотые украшения, которые, однако, встречались довольно редко из-за дороговизны.