Живопись

Значительную роль в зарождении классического искусства живописи в Казахстане сыграли русские художники прогрессивного направления. Жизнь и быт казахского народа XIX в. нашли отражение в рисунках и акварелях Ч. Валиханова, сосланного в Казахстан Т. Шевченко.


Тема Казахстана и Средней Азии была одной из главных в творчестве известного русского живописца В. Верещагина. Его картина “Окружающие Лепсинский край горы” с удивительной точностью передает красоту казахского края.


К казахской теме также обращались и побывавшие в Казахстане в составе различных экспедиций Б. Смирнов, О. Федченко, П. Кошаров. Знаменитый художник Н. Хлудов все свои значительные произведения создал на казахскую тематику. В таких его работах, как "Прогон скота", "За дровами" с большой любовью изображена казахская степь.


В советское время, уже в конце 20-х и в 30-е гг., в содружестве с русскими художниками Н. Хлудовым, Н. Крутильниковым и др. работали и первые национальные живописцы и графики, проявлявшие живой интерес к новым явлениям советской действительности, а также к историко-революционному прошлому казахского народа. Среди этих мастеров кисти А. Кастеев, X. и К. Ходжиковы, А. Исмаилов и пр. Для их творчества того периода характерны попытки освоить станковые формы, выработать национальный художественный язык.


В середине 40-х и в первой половине 50-х гг. выросло профессиональное мастерство художников, дальнейшее распространение получила сюжетная картина (А. Исмаилов, А. Кастеев и др.), а также портрет и пейзаж (А. Черкасский, М. Лизогуб, Л. Леонтьев и др.).


Со второй половины 50-х гг. значительную роль в развитии казахского искусства стали играть молодые живописцы, получившие образование в художественных институтах Москвы и Ленинграда. В 60-х - начале 80-х гг. для их творчества характерно стремление к передаче эмоционального состояния человека, его внутренней связи с окружающим миром, порой воплощающееся в обобщенно-символических образах. Эта тенденция повлекла за собой поиски новых выразительных средств. Среди живописцев этого периода выделяются К. Тельжанов, М. Кенбаев, А. Степанов, С. Мамбеев, Н.-Б. Нурмухаммедов, К. Шаяхметов, Ж. Шарденов, У. Ажиев, А. Джусупов, С. Айтбаев и др. В графике работают Н. Гаев, Р. Сахи, X. Абаев, А. Дячкин, Е. Сидоркин, М. Кисамединов и др., в станковой и монументальной скульптуре  X. Наурзбаев, Б. Тулеков, Е. Мергенов, Е. Сергебаев, Т. Досмагамбетов и др. В развитии театрально-декорационного искусства значительная роль принадлежит В. Теляковскому, А. Ненашеву, А. Галимбаевой, Г. Исмаиловой.