Музыкальное искусство и музыкальные инструменты

В настоящее время известно более 50 видов казахских музыкальных инструментов, каждый из которых имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления инструментов использовались дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос.


Музыкальные инструменты принято делить на несколько групп.


Струнные


Домбра наиболее широко распространенный в народе инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. Существуют два приема игры на домбре: путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипывания струн.


Кобыз древний казахский смычковый струнный музыкальный инструмент. Изготавливается из цельного куска дерева и имеет форму ковша.

Жетиген музыкальный инструмент с семью струнами из конского волоса, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус. В настоящее время используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях


Духовые


Сыбызгы широко распространенный инструмент. Изготавливается из камыша, дерева, реже из металла, представляет собой два деревянных желобка, скрепленных полыми сторонами с помощью нити.


Адырна древний казахский духовой инструмент с сильным звуком. В старину использовался во время боевых походов, а также в дни охоты для привлечения птиц, зверей, так как с его помощью можно имитировать их голоса.


Шанкобыз разновидность варгана, одного из древнейших музыкальных инструментов. При игре шанкобыз прижимают к зубам или к губам, вследствие чего ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции дает возможность менять тембр инструмента.


Ударные


Дангыра представляет собой обод, обтянутый с одной стороны кожей, на его внутренней поверхности прикреплены металлические подвески, издающие при ударе по коже и при движении дополнительный шумовой эффект.


Дауылпаз имеет деревянный котлообразный корпус, обтянутый с двух сторон кожей. Игра производится ударами руки или плети. Дауылпаз использовался в качестве военного сигнального и шумового охотничьего инструмента.


Дабыл деревянный обруч, обтянутый с двух сторон кожей. Сбоку на ободе имеется ручка или кожаный ремешок. Удары производятся руками или деревянными палками. Дабыл предназначался для подачи сигналов и имел различные размеры, вплоть до больших батальных с очень громким звуком.


Асатаяк казахский народный шумовой музыкальный инструмент. Атрибут шаманских инициаций. Представляет собой деревянный жезл высотой более одного метра. В верхней части имеется головка, на которую подвешиваются металлические подвески различной формы, издающие при движении шум.


Музыкальное творчество казахов

Айтыс одна из традиционных форм устной народной поэзии, песенное состязание акынов, поэтов-импровизаторов и певцов у казахов и некоторых других народов Средней Азии. Истоки айтысов уходят в глубокую древность и берут начало в обрядово-бытовых песнях, хоровых песнях-диалогах между джигитами и девушками, которые затем переросли в айтыс акынов.


В айтысе поднимались важные вопросы общественной жизни, он очень динамичен, требует быстроты, особой находчивости и импровизаторского мастерства. Акыны сопровождают поэтическое состязание игрой на домбре или кобызе.


Айтыс акынов вершина искусства импровизации – проводится на народных праздниках, ярмарках и т.п.


Вступая в песенное состязание, акыны должны были быстро находить остроумные ответы на неожиданные вопросы, отражать насмешки противника. Чем блистательнее и содержательнее словесный каскад импровизации акына, тем больше у него шансов победить.


Певцы представители устной музыкально-поэтической культуры – были в Казахстане с древних времен. Помимо вышеупомянутых акынов были:


Жырау - создатель и исполнитель эпоса;
Анши, оленши - исполнители песен.


Стилей произведений также было несколько: существовали в том числе терме (передача эпических поэм, легенд, сказок), жыр (традиционная свадебная песня), толгау (философские размышления).