Декоративно-прикладное искусство

На территории Казахстана издревле изготовляли стекло, посуду из глины, дерева и кожи, а также мелкую пластику из камня, кости, керамики, металла; получили распространение резьба по дереву, кости, камню, обработка и тиснение по коже, чеканка, плетение циновок. Развивалось художественное литье из олова и бронзы. Создавалось множество видов оружия: боевые топорики, секиры ай-балта, луки садаки, колчаны корамсаки. Казахские мастера и ремесленники создавали удивительные изделия, славившиеся у соседей.


Орнаментальное мастерство проявилось в кузнечном деле. Бытовало также художественное плетение из чия (соломы). С древнейших времен в Казахстане известна вышивка разноцветными нитями, бисером, стеклярусом, жемчугом, в качестве материалов выступали ткани, кожа, войлок и другие. Наиболее популярны четыре вида вышивки: тамбурный шов быз кесте, гладь баста, двухрядовая албыр кесте, канва кенебе. Из них чаще всего встречается тамбурный шов, для вышивания которым мастерицы пользуются крючком или специальной иглой.


К традиционным видам декоративно-прикладного искусства Казахстана относится и художественная резьба, которой декорируют предметыбыта (посуду мебель), и архитектурные сооружения. Распространена резьба по дереву, камню и кости. Часто резьбу сочетают с цветным тонированием, раскраской, инкрустацией костью и металлом. Резная кость применяется в сочетании с резьбой по дереву.


Исконным ремеслом казахов является ковроткачество. Со стародавних времен и по настоящее время стены домов часто украшают традиционными коврами ручной работы, которые называются "сырмак". Про них говорят: скромен ковер по цвету, но узор его точен; прост на вид, а сделать его нелегко. Надо заблаговременно накосить в степи чий, заготовить баранью шерсть, хорошо постирать ее и покрасить каждую кипу шерсти в свой цвет. Затем разложить шерсть на циновке из чия и обдать горячей водой.


А дальше самый ответственный момент. Все, кто есть в доме: дети, взрослые, старики, – мнут ногами завернутый в чий будущий ковер, чтобы шерсть накрепко свалялась. Затем чий разворачивают, из каждого цвета свяленной шерсти вырезают нужный узор и на отдельной соломенной подстилке составляют аппликации. Снова заворачивают, мнут до тех пор, пока кусочки будущего ковра плотно не пристанут друг к другу. По традиции, когда сырмак развернут в последний раз, мама поручает самой младшей дочке нитками пришить элементы узора друг к другу. Затем весь орнамент обшивают тесьмой, выдавливают дополнительный узор – и сырмак готов.