Домусульманские верования

До прихода ислама в Казахстане исповедовали тенгрианство. Это политеистическая религия, в которой был и верховный бог – Тенгри. Впрочем, слово «тенгри» применялось не только к нему, но и к другим божествам из пантеона, но сведения о них практически не дошли до наших дней, однако сохранились космологические представления древних казахов и отдельные религиозно-философские элементы тенгрианства.


Согласно традиционным поверьям, наша вселенная состоит из трех миров: небесного, земного и подземного. Большое значение придавалось стихиям и силам природы. Так, у казахов существовала легенда об ангеле, который бьет плетью тучи, производя тем самым гром и молнии. А в Южном Казахстане был культ пещер; в частности, к пещере Чак-пак-ата приходили женщины в надежде вылечить бесплодие. В восточных же областях святые часто становились родоначальниками родственных групп.


Самое заметное явление, родившееся в доисламскую эпоху, – шаманство. Общими чертами шаманства являются культ предков и отправление шаманом особых ритуалов, во время которых он впадал в состояние транса и устанавливал связь с потусторонним миром. Способности шаманов лечить, гадать, отыскивать скот и людей объяснялись помощью духов. Часто служителям культа приписывали власть над силами природы и умение творить чудеса.


Обычно шаманами становились мужчины, но существуют подтверждения того, что женщины-шаманки не были редкостью.


Главный инструмент любого шамана – кобыз (смычковый инструмент с двумя струнами из конских волос). Некоторые служители культа даже запрещали дотрагиваться до своего инструмента. Второй по значимости атрибут – посох (аса-таяк) с железными кольцами и подвеской в верхней части.


Казахское шаманство было весьма самобытным, однако постепенно исламизировалось: из него исчезли противоречащие исламу черты.


История проникновения ислама

Распространение ислама на территории Казахстана проходило в течение нескольких столетий. Началось оно в южных областях, к концу Х века ислам прочно утвердился в Семиречье и на Сырдарье. В некоторых регионах христианство успешно конкурировало с исламом: найманы, переселившиеся в Казахстан в XII-XIII вв., проповедовали несторианство, а найманский хан Кучлук даже преследовал мусульман.


Монгольские завоевания на время замедлили распространение ислама, поскольку тюрки и монголы исповедовали традиционные верования. Оно продолжилось при золотоордынском хане Берке и усилились при Узбеке. Представители суфийского духовенства уходили в степь и проповедовали свою религию. Достаточно быстро миссионерам удалось добиться расположения кочевой знати.


Позиции ислама становились все прочнее год от года. Постепенно увеличивалось число мечетей, многие из которых строились на частные средства. Но влияние мусульманского права на жизнь казахов серьезно усилилось только в начале XIX века – во время правления султана Арын-газы, который предпочитал опираться не на обычаи предков, а на принципы шариата.


Одной из важных тенденций XIX столетия было продвижение в степи татар, желающих стать муллами. Обычно они брали в жены казашек и быстро становились своими для казахского населения. Просветительская деятельность мулл оказала позитивное влияние на культуру Казахстана: появилась традиция записывать стихи и песни, а затем распространять их. С распространением грамотности все более широкий спрос находили книги, написанные на русском и казахском языках.


В дореволюционные годы популярными становятся идеи мусульманского модернизма (джадидизма). Джадидисты видели своей главной задачей отказ от средневековой схоластики и преподавание светских наук. В результате в крупных городах (а затем и в небольших населенных пунктах) стали появляться школы, где обучали согласно новым стандартам.


Религии в Казахстане сегодня

Согласно Конституции, Республика Казахстан является светским государством.


1. Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.


2. Основополагающими принципами деятельности Республики является: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическим методом.


- Статья 1 Конституции Республики Казахстан


Таким образом, религиозное образование не входит в программу общеобразовательной школы. Вместе с тем все желающие могут получить его, для чего, как и для свободы совести и вероисповедания, в стране есть все условия. В частности, открыты исламский университет, постоянно действующие курсы при крупных мечетях (для тех, кто хочет получить начальное духовное образование), воскресные школы различных конфессий. В 1998 году была основана первая католическая Высшая духовная семинария «Мария – Матерь Церкви».


В 2005 году был создан Комитет по делам религии, цель которого – обеспечение реализации прав граждан на свободу вероисповедания, укрепление взаимопонимания и терпимости между религиозными объединениями различных вероисповеданий. Особое внимание уделяется и межрелигиозному диалогу. Для улучшения взаимопонимания представителей различных религий при поддержке на самом высоком государственном уровне проводится Съезд лидеров мировых и традиционных религий.


В Казахстане созданы все необходимые правовые и организационные условия для мирного сосуществования различных конфессий, сформирована единая государственная политика в области религии на принципах отделения ее от государства, свободы совести и свободы вероисповедания, равенства религиозных объединений, невмешательства государства во внутреннюю деятельность религиозных объединений и сотрудничества с ними.


Как говорит статистика, в Казахстане более 4200 религиозных объединений и общин, относящихся к 46 различным конфессиям. В стране действует порядка 3200 мечетей, церквей и иных молельных домов. На территории государства проживают представители всех мировых монотеистических религий, в том числе иудаизма, а также последователи индуизма, политеистических культов и др. Наиболее сильное влияние на общество оказывают ислам суннитского толка и русское православное христианство.


В 1990 году в республике было создано Духовное управление мусульман Казахстана, в рамках которого объединено большинство из официально зарегистрированных мечетей. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается порядка 11 млн мусульман 24 национальностей.


Православие представлено 299 приходами и является одним из мощнейших религиозных направлений Казахстана. Структурно это подразделение Московского патриархата.


Также на территории государства 83 зарегистрированных римско-католических прихода, а также 5 греко-католических. Популярность получил и протестантизм, в том числе баптизм. В Казахстане более 1200 организаций, относящих себя к протестантским, и примерно 500 культовых сооружений этой ветви христианства.


Отдельно отметим распространение в Казахстане иудаизма. На территории республики пять синагог в Алма-Ате, Астане, Усть-Каменогорске и Павлодаре.


Среди менее распространенных и/или современных верований в Казахстане перечислим такие, как Международное общество сознания Кришны, Свидетели Иеговы, церковь «Новая Жизнь», Белое братство, пресвитерианство, Новоапостольская церковь, меннонитство, Церковь объединения, Церковь сайентологии, бахаисты и др.


Религиозные здания

Многочисленные храмы различных конфессий стали украшением городов страны. Особый интерес представляют следующие памятники архитектуры.


Дворец мира и согласия


Здание спроектировано известным британским архитектором Норманом Фостером и имеет форму пирамиды. Ее высота – 62 метра, а площадь основания 62 кв. м. Внутри расположены помещения для проведения собраний и конференций. Первые несколько уровней занимает оперный театр на 1500 мест. Вершина же представляет собой круглый зал на 200 мест, где планируется проводить собрания лидеров различных религий и конфессий.


Мечеть Нур-Астана


Нур-Астана – центральная мечеть Астаны с четырьмя минаретами высотой по 62 метра. Здание вмещает до пяти тысяч верующих и до двух тысяч прихожан на площади перед ней и является одной из крупнейших мечетей в Центральной Азии.


Синагога Бейт Рахель - Хаббад Любавич


7 сентября 2004 года в Астане открылась самая большая синагога в Казахстане и Центральной Азии. Ее общая площадь составляет 5600 квадратных метров. Свято-Вознесенский кафедральный собор Это уникальное сооружение было построено еще в 1904 году архитектором А. Зенковым. Основным материалом для собора высотой 56 метров стала голубая тянь-шаньская ель.


Кафедральный собор Матери Божией Неустанной Помощи


Построенный в Астане в 1998 году католический храм стал одним из красивейших зданий города. В 2001 году в рамках первого в истории пасторского визита в Казахстан храм посетил Папа Иоанн Павел II.